Ранняя помощь

Оказание ранней помощи

Ранняя помощь детям и их семьям – это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на:

  • раннее выявление детей, нуждающихся в ранней помощи;
  • содействие физическому и психическому развитию детей;
  • их вовлеченности в естественные жизненные ситуации;
  • формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, в семье в целом;
  • включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество;
  • повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.


К детям, нуждающимся в ранней помощи, относятся дети в возрасте от рождения до 3 лет:

  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлена задержка физического, психического развития или стойкое нарушение функций организма и ограничений жизнедеятельности;
  • дети с заболеваниями, приводящими к нарушениям в физическом, психическом развитии, с риском развития стойкого нарушения функций организма и ограничений жизнедеятельности;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в организациях (учреждениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, выявленные организациями (учреждениями) социального обслуживания, здравоохранения, образования;
  • дети, родители (законные представители) которых обеспокоены их физическим, психическим развитием и поведением.

Порядок предоставления оказания ранней помощи детям и их семьям

Оказание ранней помощи участниками межведомственного взаимодействия включает следующие этапы:

  • обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, оказывающую услуги ранней помощи;
  • прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании ранней помощи;
  • определение нуждаемости ребенка в разработке ИМРП (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
  • проведение оценочных процедур для разработки ИМРП;
  • разработка ИМРП;
  • реализация ИМРП;
  • промежуточная и итоговая оценки результативности реализации ИМРП;
  • пролонгация или завершение реализации ИМРП;
  • содействие переходу ребенка, нуждающегося в ранней помощи, в образовательную организацию (учреждение).

К детям, нуждающимся в ранней помощи, относятся дети в возрасте от рождения до 3 лет по следующим критериям:

  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлена задержка физического, психического развития или стойкое нарушение функций организма и ограничений жизнедеятельности;
  • дети с заболеваниями, приводящими к нарушениям в физическом, психическом развитии, с риском развития стойкого нарушения функций организма и ограничений жизнедеятельности;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в организациях (учреждениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, выявленные организациями (учреждениями) социального обслуживания, здравоохранения, образования;
  • дети, родители (законные представители) которых обеспокоены их физическим, психическим развитием и поведением.

Ранняя помощь для детей старше 3 лет может пролонгироваться до 7 - 8 летнего возраста по ежегодному решению консилиума организации (учреждения), предоставляющей услуги ранней помощи, с целью закрепления положительной динамики социального, эмоционального и поведенческого развития ребенка, нуждающегося в ранней помощи, с его семьей, окружающими, сверстниками, в том числе при переходе в образовательную организацию и сопровождении ребенка в ходе адаптации в ней.

При необходимости пролонгируется весь индивидуальный маршрут ранней помощи или отдельные услуги ранней помощи (консультирование родителей (законных представителей) ребенка, нуждающегося в ней, в период его адаптации в образовательной организации (учреждении)).

Межведомственное взаимодействие по оказанию ранней помощи детям, нуждающимся в ней, и их семьям (далее - межведомственное взаимодействие) оказывается при соблюдении следующих принципов:

  • бесплатности (оказание услуг без взимания платы с родителей (законных представителей));
  • доступности (доступность услуг для всех детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей);
  • открытости (доступность информации о ранней помощи для родителей (законных представителей) и других лиц, ухаживающих за детьми, нуждающимися в ней, общественности);
  • непрерывности (оказание ранней помощи в течение всего времени действия ИМРП);
  • семейноцентричности (привлечение родителей (законных представителей) к оказанию ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, разработке и реализации ИМРП, оценке эффективности оказанной ранней помощи);
  • индивидуальности (оказание ранней помощи в соответствии с индивидуальными потребностями детей, нуждающихся в ней, и их семей);
  • естественности и функциональной направленности (оказание ранней помощи и формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях).

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Информационно-методические ресурсы

Методические рекомендации для родителей

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie